Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития
подвижности, ловкостиязыка, губ, щёк,
уздечки.
Мы выполняем гимнастику для рук,
ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для
речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем
развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.
Детям 2-4-х лет артикуляционная
гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в
этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям
5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.
В начальный период
артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен
видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный
момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный
навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятиеобрестиэтотавтоматизм ,постоянно упражняясь. Поэтому проводить артикуляционную гимнастику
нужно ежедневно, чтобы двигательные
навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались
основные движения органов артикуляции.
Артикуляционную гимнастику лучше
всего проводить в игровой форме, в виде сказки. Проводить занятия можно
передобщей утренней зарядкой или перед
завтраком в течение 5-7 минут. Упражнения статические (на удержание
определённой позы) и динамические (в движении) при выполнении чередуются. Каждое
упражнение повторяется 6-8 раз. Упражнения выполняются сидя или стоя перед
зеркалом. Ребёнок должен видеть в зеркале своё лицо и лицо взрослого, который
показывает упражненияи следит за
точностью и правильностью движения.
Не огорчайтесь, если некоторые
упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с
ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас всё получится.
Упражнения
для артикуляционной гимнастики.
1.«Лопаточка».
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит
на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд. Если язык
не распластывается, то можно «наказать» непослушный язычок (пошлёпать язычок
губками, произнося«пя-пя-пя…» или
покусать зубками «та-та-та…»).
2.«Качели».
Рот открыт. Кончик языка поднимаем и
опускаемпоочерёдно (вверх-вниз).
Напряжённым языком попеременно тянуться сначалак носу, а затем к подбородку (либо к верхним и нижним зубам).
3.«Лошадка».
Присосать язык к
нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку,
постепенно убыстряя темп упражнения. Следить, чтобы нижняя челюсть как можно
меньше двигалась (двигается только язык).
4.« Грибок».
Рот открыт. Язык
присосать к нёбу. Удержать в таком положении как можно дольше. Шире открывать
рот, тянуть подъязычную связку («растёт ножка у гриба»).
5.« Кошка лакает
молоко».
Рот открыт. Язык
«лопаточкой» выдвинут вперёд, передний и боковые края широкого языка поднять
вверх и завести язык в рот. Следить, чтобы края языка при движении не
опускались ( « нельзя пролить молочко, кошка останется голодной»).
6.« Чашечка».
Рот широко открыт.
Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в
таком положении удержать 5-10 секунд.
7.« Маляр».
Рот открыт.
Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
Следить, чтобы нижняя челюстьпри этом
не двигаласьвслед за языком.
8.« Почистим
зубки».
Языком
проводимвправо-влевонесколько раз по внутренней стороне нижних, а
затем верхних зубов.
9.«Горка».
Рот открыт. Кончик
языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком
положении удерживается не менее 10 секунд.
10.«Окошко».
Широко открыть рот
– «жарко», закрыть рот – «холодно».
11.« Дудочка».
С напряжением
вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).
12.« Заборчик».
Улыбнуться, с
напряжением обнажив сомкнутые зубы.
13.« Вкусное
варенье».
Улыбнуться,
открыть рот, широким языком в форме « чашечки» облизать верхнюю губу.
14.« Шарик».
Надуть щёки, сдуть
щёки.
15.« Часики».
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как
часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА
Для того,
чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в
дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
Не
старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми
занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его
возрасту.
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не
торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о
выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте,
непременно объясняйте малышу.
Не
подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также
уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие
ребёнка.
Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности
и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и не в коем
случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и
покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится
высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно,
чётко, не спеша.
Не
оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли
ему ваш ответ?
Раз в месяц
записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записывать
гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – беседы с ребёнком, его
речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также
самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут (в более
старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие
записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим
подарком для сына или дочери.