Меню сайта

Форма входа

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Корякина Светлана Ивановна


Пятница, 29.03.2024, 17:05
Развитие творческих способностей детей через работу с бумагой.
 
Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд – даже самый грубый –
возвышается до творчества.
М. Горький.
 Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого.
Результат деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Продукты детского творчества играют огромную роль для развития личности самого ребёнка.
Психологи и педагоги, говоря о детском творчестве, выделяют его специфические особенности:
- новизна открытий детей субъективна;
- процесс создания продукта иногда доставляет ребёнку большее удовольствие, чем сам результат;
- осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность детей, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но часто приводящее к положительным результатам.
Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов детей, что вполне естественно в их возрасте. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. Только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.
Следует заметить, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, которые и составляют основу творчества.
Анализируя содержание программы «Радуга», я выяснила, что одной из главных целей дошкольного образования является развитие творческих способностей детей. Для реализации данной цели в своей работе предусматриваю решение следующих задач:
- формировать у детей навыки управления процессами творчества;
- развивать фантазию дошкольников; - обучать детей пониманию закономерностей;
- формировать у дошкольников навыки решения сложных проблемных ситуаций;
- развивать логическое и образное мышление детей;
- развивать самостоятельность и свободное поведение дошкольников (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определение собственной задачи и способов её решения).
Как показывает практика, активному развитию детского творчества способствуют разные виды продуктивной деятельности и рукоделия, предусмотренные программой дошкольного образования: лепка, техническое и художественное конструирование, моделирование, вышивание, вязание крючком, работа с тканью и т.д.
Наибольшее внимание в своей работе я уделяю развитию творческих способностей детей средствами художественного конструирования.
На основании анализа литературных источников по обучению дошкольников конструированию выделяю следующие формы организации обучения этому виду продуктивной деятельности:
- конструирование по образцу, при котором обеспечиваю прямую передачу детям готовых знаний и способов действий;
- конструирование по модели, при котором предлагаю детям определённую задачу, не указывая способа её решения;
- конструирование по условиям, при котором предполагаю предлагать детям задачи конструирования через условия, не давая способов их решения (данную форму организации обучения планирую использовать для детей более старшего возраста);
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, где моделирующий характер самой деятельности, в которой воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования, начинаю активно использовать в своей практике;
- конструирование по замыслу, при котором детям предоставляется свобода выбора объекта и способа конструирования, широко использую в свободной деятельности дошкольников на основе полученного багажа знаний на занятиях;
- конструирование по теме, при котором детям предлагается общая тематика конструкций, где они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения, использую на занятиях обобщающего вида по какой-либо теме;
- каркасное конструирование, при котором предполагается первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном изделия и последующая демонстрация педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции, в практике своей работы использую недостаточно.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию в большей или меньшей степени оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
В работе по развитию творческих способностей детей особенно важна роль педагога. Как показал опыт, дошкольники сами ещё не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому я стараюсь разъяснить детям смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь оценить уровень предложенных решений. Кроме того, проявляю доброжелательность и терпимость к творчеству каждого ребёнка, пытаюсь принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты творческих решений, которые на первый взгляд кажутся абсурдными или невероятными.
Художественное конструирование предполагает два вида деятельности: работу с бумагой и работу с природным материалом. Исходя из интересов детей и уровня собственных знаний, значительную часть учебного времени я уделяю работе с бумагой.
Бумага – это наиболее простой, доступный и легкообрабатываемый материал, но при этом заключающий в себе удивительные возможности для творчества.
В литературе по рассматриваемой теме я обратила внимание на разные техники работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, которые использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.
Для полноценного развития творческого художественного конструирования из бумаги акцентирую своё внимание на соблюдении следующих условий:
1. Использование разных техник, начиная с более простых её видов (сминание, разрывание).
2. Формирование у детей обобщённых способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура).
В целях реализации последнего, прежде всего, необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатываем сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем я демонстрирую этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее даю возможность детям самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря такой работе дошкольники становятся способными к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.
На основании анализа литературных источников по теме выделяю следующие направления работы с бумагой:
- бумажная мозаика;
- конструирование из бумаги;
- папье-маше;
- киригами;
- оригами;
- квиллинг или бумажная филигрань
- бумажная скульптура;
- бумажные цветы и т.д.
Я считаю, что из всего перечисленного большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами.
Техника оригами (получение поделок из бумаги путём её многократного сгибания в разных направлениях) пришла к нам из Японии. И в настоящее время в этой стране данное искусство продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие там считается лучшим подарком.
В других странах мира, в том числе и в России, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему. Техника оригами отличается большой трудоёмкостью, требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определённого их порядка.
Детальное изучение искусства оригами показало мне, что в нём хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), размышление и фантазия, быстрый результат и творчество. Все предлагаемые модели легко изменить (усложнить или упростить) – в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Если вначале складывание из бумаги опирается на все каналы восприятия, то затем постепенно переходит к более сложным формам: самостоятельному складыванию по схеме, складыванию на основе зрительной демонстрации («Игра в молчанку»), складыванию по словесному описанию.
При планировании работы с детьми в технике оригами я решаю следующие задачи:
- научить детей конструировать по типу оригами, используя графический язык;
- развивать эстетическое восприятие, умение компоновать готовые оригами в панно, учить созерцать красоту и наслаждаться ею;
- расширять представления детей о разнообразии животного и растительного мира, активизировать их познавательную и речевую активность;
- воспитывать у детей внимание, собранность, дисциплинированность, уверенность в своих силах и способностях, коммуникативность;
- развивать творчество, инициативу, самостоятельность;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, точность движений.
Работу по обучению детей искусству оригами организую с учётом следующих основных принципов:
- уважение к достоинству и личности ребёнка;
- опора на имеющийся опыт детей;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- сотрудничество детей друг с другом и с педагогом;
- создание условий для творческих проявлений детей.
Как и в любой другой деятельности, в работе с бумагой нельзя обойтись без анализа: без этого дети не научатся отличать оригинальное от посредственного, видеть в изделиях недостатки конструкции, сказывающиеся на её прочности или достоинстве. При анализе детских работ стараюсь проявлять внимательность, заинтересованность, понимание, такт, терпимость.
Из опыта моей работы с уверенностью могу сказать, что у тех людей, кто занимается оригами, повышается внимание, собранность, дисциплина, появляется уверенность в своих силах и способностях.
«Умей занять детей – вот единственное правило дисциплины», - сказал А.В. Луначарский. Важно занять детей работой, соответствующей их природе, и сама разрушительная энергия сублимируется в созидательную энергию.
В своей работе я придерживаюсь строгой последовательности: от плоскостной формы к объёмному художественному образу. Использую поэтапную систему обучения детей:
1. Вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек.
2. Постановка перед детьми задач проблемного характера, требующих соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), что обеспечивало их обобщение.
3. Самостоятельное конструирование по замыслу.
Такое обучение, построенное по принципу «от общего к частному», обеспечивает переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.
В младшем дошкольном возрасте совместно с детьми я провожу большую подготовительную работу, которая включает в себя:
- сбор материала и оформление коллекции «Виды бумаги»;
- выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства бумаги;
- выполнение упражнений, позволяющих производить простейшие преобразования бумаги (сгибание, разгибание, смятие и т.д.);
- знакомство с искусством оригами: получение сюрпризной посылки, чтение «Сказки о весёлом человечке».
В среднем дошкольном возрасте предлагаю детям плоскостные модели для изготовления, руководствуясь их возрастными особенностями.
Моторика движений рук детей ещё недостаточна для создания моделей оригами. С целью её совершенствования я провожу пальчиковые игры и изготовление изделий в технике бумажной мозаики.
В старшем возрасте умственная работоспособность дошкольника заметно повышается, за счёт чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщённых знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. На этом этапе предлагаю детям изготовление объёмных моделей из бумаги. Проведение пальчиковых игр также играет важную роль в развитии моторики рук. В этом возрасте я использую в работе операционные карты, чертежи, схемы. Данная работа требует индивидуального подхода, больших затрат времени и сил на усвоение специальных символов, раскрывающих поэтапный процесс изготовления какой-либо модели. Легче других детям даётся работа с операционными картами.
Ни для кого не секрет, что неотъемлемой частью дошкольного детства является игровая деятельность. Не наигравшийся в детстве ребёнок обязательно восполнит этот пробел, но уже в более зрелом возрасте. И не факт, что это упущение пойдёт на пользу окружающим. Поэтому в детском саду в любой из режимных моментов включаю элемент игры или игровой приём.
С целью поддержания интереса к занятиям оригами я широко использую:
- инсценировки с персонажами, сделанными руками детей;
- грамоты для детей за лучшее выполнение модели или другие виды материальных и моральных поощрений;
- оформление в группе «Уголка оригами»;
- оформление для родителей стенда «Чудо-зверь» в нашей группе.
Работа с бумагой в технике оригами дала определённые результаты для развития творческих способностей детей:
- возрос интерес детей к конструктивной деятельности;
- у большинства детей увеличился объём произвольной памяти и внимания;
- дети научились работать по операционным картам;
- бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия;
- дети получают возможность получить быстрый и качественный результат своей работы;
- выполняемые изделия находят широкое применение в жизни.
Хочется надеяться, что ребёнок, создающий красоту своими руками, никогда не станет разрушителем в будущем!
Помимо достигаемых результатов, в моей работе встречаются и трудности:
- выполняемые изделия не отличаются особой прочностью, что отрицательно сказывается на эмоциональных проявлениях детей;
- бывает сложно удержать интерес воспитанников группы к занятиям оригами;
- большой объём времени предполагают занятия оригами в свободное время детей.
В дальнейшем мне бы хотелось освоить с детьми подготовительной к школе группы технику бумажной филиграни - квилинга – искусства украшения витиеватыми кружками и завитками предметов интерьера и одежды.
Я планирую привлечение родителей к изготовлению изделий в технике оригами совместно с детьми. Данная работа будет способствовать более тесному сотрудничеству семьи и детского сада.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди стремились украшать свои культовые и бытовые предметы. Для эстетического оформления изделий использовались как природные материалы (камень, глина, дерево, кость, самородные материалы), так и изобретённые человеком (сплавы металлов, бумага, текстиль и др.).
Ещё в начале века, анализируя мировой педагогический опыт, А.В. Луначарский сделал вывод: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение, музыка и ручной труд – отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни; трудовое и научное образования, лишённые этого элемента, были бы обездушенными, ибо радость в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки».
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Баннеры

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz